Нефть — все хорошее когда-нибудь заканчивается?

Когда речь заходит об исчерпаемых ресурсах, многие экономисты придерживаются веры в силу «невидимой руки» рынка, которая скорректирует спрос и предложение посредством изменения цены на данный ресурс.  Таким образом, по мере истощения исчерпаемые ресурсы будут дорожать, что будет с одной стороны сдерживать спрос, а с другой стороны стимулировать предложение (например, усовершенствованные методы добычи, обработки, новые технологии для повышения эффективности использования ресурса и пр. [pdf]).

Однако вера в силу и долгосрочную эффективность рыночных механизмов пошатнулась после начала глобального финансово-экономического кризиса, и на этом фоне стали получать более серьезное внимание разговоры о предстоящем истощении запасов нефти. Самые пессимистичные сторонники теории «пика нефти» (peak oil) утверждают, что пик мировой добычи нефти был пройден и объемы предложения нефти на мировом рынке будут постепенно сокращаться. Стоит отметить, что массовый пессимизм по поводу истощения нефтяных запасов проявлялся и ранее — к примеру, см. подборку здесь.

Ряд ученых пытались и ранее указать на то, что ограниченность исчерпаемых ресурсов представляет угрозу для долгосрочного экономического роста (к примеру, The Limits to Growth). Однако их работы были позже дискредитованы экономистами, т.к. при моделировании не учитывался ценовой механизм, где цена ресурса выступала бы фактором балансирующим спрос и предложение.

Но можно ли доверять цене на нефть баланс будущих спроса и предложения? Эконометрические расчеты показывают, что цена на нефть слишком чутко реагирует на текущие события и не придерживается долгосрочного тренда. Подобное поведение усложняет определение оптимальной добычи нефти (во временном разрезе) и может привести к чрезмерному расходованию нефти (по сравнению с оптимальным расходованием, расчитанным на основе имеющихся запасов и возможностей по добыче). Возможно подобное чрезмерно быстрое истощение ресурсов и объясняет ухудшение экологии и последующее сокращение населения на Острове Пасхи.

Другим фактором, который усложняет надежду на роль цены, является политический. Несмотря на значительное влияние частных нефтяных компаний, основные месторождения принадлежат национальным нефтяным компаниям (National Oil Companies) — 80% разведанных мировых запасов нефти находится под контролем национальных нефтяных компаний. Как можно предположить, государственное участие в этих компаний приводит к тому, что решения принимаются не исключительно из коммерческих соображений, но и с учетом различных других факторов, часть из которых может не иметь ничего общего с экономической эффективностью или оптимальной разработкой месторождений.

К концу 2007 года разговоры о том, что перспективы роста добычи нефти довольно туманны подогревали резкий рост цен. На данный момент, снижение спроса на нефть снизило давление на рынке, но по мере того как мировая экономика будет восстанавливаться, этот вопрос будет поднят вновь, в том числе Международным Энергетическим Агентством (IEA, которое  неоднократно предупреждает о грядущем «нефтяном кризисе«). В добавок к этому, есть некоторые сомнения в объективности предположений IEA по будущей добыче нефти.

Для справки: по ряду оценок, пик добычи для Казахстана прогнозируется достигнуть к 2020-2025 гг.

И хотя мир вряд ли полностью исчерпает запасы нефти, риск  более быстрых темпов истощения запасов довольно реален.  Возвращаясь к теме поста — закончится ли нефть, конечно же, в физическом смысле полностью исчерпать нефть врядли получится. Однако в экономическом смысле (т.е. когда добыча нефти при текущих ценах будет уже не экономична) — да, и если верить более пессимистичным экспертам нефтяного рынка это может произойти скорее, чем хотелось бы.

Оставьте комментарий

Filed under Макроэкономика, Сырьевой сектор, Теории

Оставьте комментарий